Все что вы видите во мне — это не мое, это ваше… Моё то, что я вижу в вас
(Эрих Мария Ремарк)
«Как ни старайтесь изменить внешность, все равно получится автопортрет»
(Сериал «Шерлок»)
В центре нового художественного действа, организованного командой ARTIS — зависимости современного человека и вечная взаимопроникающая связь реальности и иллюзий.
Радио, телевидение, интернет, реклама, социальные сети, работа, десятки и сотни людей, вступающих во взаимодействие с нами… День за днем мы несемся в этом потоке, заряжающем нас новой информацией, идеями, мыслями и образами. Но его бурное течение по силам не каждому. И соблазн спрятаться, убежать, скрыться в «другой реальности» появляется все чаще. У каждого, решившегося бежать, свой маршрут…
Кино, с первых дней своего существования, сделавшееся укрытием для неудовлетворенных реальностью душ, и сегодня продолжает манить их в свои объятья. «Герои грез», когда-то царившие лишь в темноте кинозала, теперь готовы выйти к нам из мерцающих экранов телевизоров и любимых гаджетов по первому зову. Персонажи сериалов, материализуясь в «дополненной реальности» становятся членами наших семей, мы разговариваем цитатами и ставим на звонок саундтрек, услышанный в новом сезоне любимой телесаги. Сами того не замечая, мы попадем в рабство к киноиллюзиям, лихорадочно разыскивая ту, с которой нам будет комфортнее. А если что-то пойдет не так, можно просто нажать на кнопку пульта и… выбрать иллюзию покруче, так и не возвратившись в реальность.
Как не пропустить тот миг, когда происходящее на экране становится для нас важнее собственной жизни, идущей здесь и сейчас? Как наслаждаясь сюжетом и игрой не попасть в «серийную зависимость»? Как, идя в ногу со временем, продолжать сохранять свой собственный ритм? И как не растерять в нашем жестоком мире тот флер иллюзий, который помогает нам жить и радоваться неповторимым мгновеньям жизни? От кого и насколько зависеть, чтобы оставаясь независимым, не становиться одиночкой?
Шесть художников, представленных на новой выставке проекта ARTIS, куратором которой стала Диана Мачулина, предлагают нам свои ответы на эти вопросы. Сергей Калинин, Аркадий Насонов, Александр Жерноклюев, Ирина Корина, Анна Ротаенко и Игнат Кравцов, — каждый из этих авторов по-своему видит тему зависимости и одержимости, но для каждого из них кино – мощный источник и катализатор творческого вдохновения.
Сергей Калинин первым ввел в высокое искусство сериалы нового поколения, извлек из них символические детали и глубинные смыслы, показал связь с культурными архетипами, национальную и стилистическую визуальность. В двух пузырьках с таблетками из «Шерлока» — английскость: и Фрэнсис Бэкон с его прозрачными клетками-аренами борьбы, и Дэмиэн Херст с его темой медицины как новой религии. И ключевая сцена «Матрицы», выбор между реальностью и иллюзией. Выбор пути сияет и в переплавке валирийского меча в два новых, которым предстоит бороться друг с другом. Композицию и колорит Калинин превращает в инструменты расследования, а зрителя превращает в детектива. В черно-белых «документальных» тонах, Калинин изображает домыслы, создавая mockumentary. Фигуры с отражением в столе Букингемского дворца похожи на карточную игру, карта Холмса бьет карту клиента – пока он смотрит в сторону, его отражение смотрит в другую. Заглядывая за спину героев в картине «Как дети», Калинин дает возможность узнать, что от нас скрывают. В изображении той самой двери мы подключаемся к секретному коду закрытого клуба для тех, кто в курсе. Живопись как шифровка, которую могут разгадать посвященные.
В работах организатора группы «Облачная комиссия» Аркадия Насонова перед нами предстает поистине неисчерпаемый мир сюрреалистических визуальных киноассоциаций, созданных в духе Рене Магритта. В нем Джинджер Роджерс и Фред Астер, ставшие знаменитыми благодаря голливудским музыкальным ревю 30-х, превращаются в Имбирь, танцующий с Зигмундом Фрейдом, а три бравых функционера дивятся на плывущего в заоблачных высях призрачного кита, не замечая, что живой, реальный кит — их единственная опора в зыбкой морской пучине. Выстраивая картины своей серии «Еще раз о кино» как коллажи, художник соединяет в них образы современной культуры, взятые из популярной литературы, советских фильмов, словесных игр. Реальное и фантастическое в пространстве его работ сосуществуют настолько гармонично, что грань между ними почти неразличима.
Представленная на выставке графическая серия Ирины Кориной «Униженные и окрыленные», номинированная на Премию Кандинского, уже самим своим названием отсылает нас к кинематографу как источнику вдохновенья художника. Яркие орнаменты соединяются с обрывками «киношных» диалогов, набранных вычурными шрифтами, похожими на кинотитры.
Известный джазовый музыкант Игнат Кравцов, недавно начавший работать и как художник -портретист, раскрывает в своих картинах, выполненных в пуантилистской манере, психологические переживания «кумиров публики»: актеров, певцов музыкантов. Тех, кого часто называют «звездами». И тема зависимости вдруг поворачивается новой гранью…Той, что еще из Библии: «Не сотвори себе кумира». Ведь кумиры, так же как и мы, нередко одержимы своими страхами, тревогами и тягостной зависимостью от собственной славы.
В работах Александра Жерноклюева и Анны Ротаенко их «кинематографическое» происхождение выражено менее выпукло, но только на первый взгляд. Работы этих авторов связаны с миром кино множеством смысловых и художественных ассоциаций: от пристального внимания к пространству, характерному для Жерноклюева, до образов из глянца и ТВ-пространства, населяющих коллажи Ротаенко. Размытые границы реальности, болезненные образы, выводят на первый план тему уже не игривой «киномании», а утомительной кинозависимости, которая как и любая другая зависимость — от игры, иглы, любви — или чего-то еще, всегда чревата непредсказуемыми и неконтролируемыми последствиями.
Дмитрий Булныгин в своем видео показывает брутальных мужчин с «Улицы разбитых фонарей», назревает конфликт – но художник нарушает логику сериала, превращая сюжет в историю о запретной любви с первого взгляда. Спойлер: у фильма два начала, а концовка все равно одна – от любви не уйти! Ирония для синефилов не только в разорванной темпоральности, как у Тарантино в Pulp Fiction. Почти абстрактные кадры напоминают про авангардный монтаж Эйзенштейна: огонь и танец разноцветных жидкостей – намеки на чувства персонажей. Между версиями мелькает фигура автора фильма за работой, чтобы напомнить нам, что это лишь вымысел, от которого реальность далека.
Помимо встречи с изобразительным искусством гостей проекта ARTIS ждут перформансы и ассоциативные инсталляции, дополняющие пространство выставки новым рядом ассоциаций и аллюзий.
Куратор выставки Диана Мачулина
art-weekend пройдет 11,12,13 ноября в Шоколадном цехе «Красного Октября»
Техническая поддержка — Компания ПроЛаб