18 декабря в РГГУ прошел мастер-класс Джеймса Хилла на тему «Фотография и новости». Эта встреча с известным английским фотографом, снимающим для Нью-Йорк Таймс и более 15 лет живущим в России, была организована в рамках образовательной программы «Пролаб — Школа успеха».
Джеймс Хилл начал мастер-класс с показа одной из своих наиболее свежих серий — съемок предвыборной Москвы. Показав довольно обширную подборку фотографий на эту тему, на их примере, Джеймс говорил о наиважнейших для фотографа вопросах и проблемах. И новички, и профессионалы неустанно решают для себя проблему выработки собственного стиля, нахождения баланса между своим стилем и стилем издания, поиска необычных ракурсов и впечатлений в обычных сюжетах, съемки проекта как выражения своей позиции. Легкость, с которой Джеймс говорил о таких серьезных вещах, свидетельствовала о том, что он много размышлял об этом и давно нашел для себя ответ и решение этих проблем. Обо всем этом Джеймс говорил с той легкостью, которая есть в речи человека глубоко обдумавшего внутри себя эти проблемы.
К удивлению многих пришедших, ожидавших услышать английскую речь, Джеймс Хилл общался с аудиторией на русском языке. По его словам, для него особенно важным было установить контакт с аудиторией, чувствовать, как они реагируют на его слова и фотографии. Надо сказать, что Джеймс покорил аудиторию своим обаянием, открытостью, тонким чувством юмора, хотя во время встречи разговор шел о вещах серьезных и профессионально непростых.
После перерыва на вопросы, Джеймс Хилл показал свои работы из Ирака, поделился своими впечатлениями о том, как и что он снимал в зоне конфликта. В полной тишине участники семинара смотрели фотографии Джеймса Хилла, сделанные им в Беслане. Джеймс рассказал о том, как он снимал спустя недели после трагедии, что вкладывал в эти фотографии, почему выбрал для этой тяжелейшей темы среднеформатную камеру и черно-белую пленку.
Неоднократно Джеймс подчеркнул, что используемая им техника подчиняется его видению сюжета: современные технические новинки облегчают задачу фотографа, освобождая его для анализа действительности, не отвлекая на настройку фотокамеры. Но есть случаи, когда съемка на пленку помогает усилить впечатление от снятого материала.
Джеймс Хилл также показал две портретные серии, которые он снимал в течение нескольких лет. В первом проекте портреты ликвидаторов Чернобыльской аварии чередовались с видами местности после аварии. Второй проект — ветераны Великой отечественной войны, сделанные в течение нескольких лет в День победы. Оба проекта затрагивают общечеловеческие темы — Джеймс вкладывает в их раскрытие свои личные переживания и ощущения, и убеждает нас в том, что фотографу нельзя иначе.
Организаторы выражают благодарность РГГУ и лично ректору РГГУ Ефиму Иосифовичу Пивовару, Галине Волковой, Юрию Богатыреву
Фото — Екатерина Межекова