24 декабря в Школе фотографии и мультимедиа им. Родченко прошла публичная лекция фотографа Игоря Мухина. Основной темой был заявлен актуальный для современной фотографии вопрос «Как снимать жанр». Игорь Мухин в течении нескольких часов рассказывал о своем видении документальной фотографии, о своем творческом пути, поделив лекцию на этапы и знаковые проекты. Многие из фотографий Игоря были хорошо известны аудитории, но они приобретали новый смысл и глубину, благодаря его комментариям, и историям с ними связанным.
На примере своих проектов, посвященных советской монументальной пропаганде, и молодежи 80-х и 2000-х, Игорь показал, что нужно анализировать происходящее вокруг тебя в данный момент и стараться запечатлеть окружающую реальность со всеми деталями и подробностями. Цель документального фотографа запечатлеть то, что есть сейчас, пока оно не исчезло. И на примере облупившихся и уже порой до основания разрушенных монументов советской эпохи из серий Игоря – слушатели особенно остро почувствовали быстротечность времени.
На протяжении лекции Игорь Мухин говорил о важнейших для фотографа вопросах — поиске сюжета, разработке темы, о том, как уйти от клише и искать новые ракурсы. Он показал важность проектного мышления для фотографа, рассказал, как он отбирает фотографии и как составляет из отснятого материала проекты. Анализировать отснятый материал нужно постоянно: отпечатать «контрольки», разложить, осмыслить, структурировать.
Фотограф Игорь Мухин
Игорь не просто рассказывал, как он снимает, он обобщал свой личный опыт : путь фотографа — ходить, искать и ждать. Нужно проводить много времени на месте, которое кажется интересным: пробовать разные ракурсы, ждать недостающего элемента – случайного прохожего, чьей-то руки, силуэта, взгляда. Но это далеко не все. Нужно наблюдать, где, в какое время какой свет, световые блики и запоминать наиболее необычные по свету места.
Но самое главное, это чрезвычайная важность развития своего персонального видения реальности. Нужно искать свой стиль, развивать свои собственные идеи, и постоянно – думать. «Я не занимаюсь жанром, я занимаюсь документальной фотографией… я не бегаю по редакциям, я сам себе заказываю проект и сам его снимаю, сам обрабатываю пленку, сам печатаю фотографии» — говорит Игорь. Казалось бы, все уже снято, но окружающая жизнь дарит нам неисчерпаемое количество уникальных моментов, нужно только быть внимательным.
Большая часть фотографий Игоря Мухина черно-белые. Это видение документального фотографа. В монохромном изображении усиливается вневременной характер снятого материала. Как пример, фотографии из проекта о молодежи, где снимки 80-х годов стоят в одном ряду с фотографиями 2000-х. Но Игорь не ограничивает себя рамками черно-белой фотографии. Если глаз видит, что сюжет может быть только цветным, то Игорь снимает на цвет. Для удобства он возит с собой две камеры: с цветной и черно-белой пленкой.
Увидев проекты Игоря Мухина в ретроспективе от 80-х до сегодняшнего дня, мы понимаем, что Игорь Мухин — это веха в истории фотографии. Игорь говорил, что очень многие его фотографии получили настоящую жизнь только сейчас. Он один из первых начал снимать известных и обычных людей не в парадной обстановке, а такими какие они есть, без официоза, так, как раньше было не принято. его фотографии были прорывом в застойном сознании. Он, как и Александр Слюсарев, и Илья Пиганов, и многие другие, друзья и учителя Игоря, искал новый фотографический язык, новые приемы и формы в изображении действительности. Документальную фотографию Игоря Мухина отличает легкая ностальгия: неповторимость ушедшего момента ощущается в кадре, даже если он был снят вчера.
Лекция Игоря Мухина завершила на 2007 год программу образовательных мероприятий «Пролаб – Школа успеха», проводимых компанией Пролаб-Центр совместно со Школой фотографии и мультимедиа им. Родченко, РГГУ, Винзаводом и галереей Победа.
Фотографии Игоря Мухина можно будет увидеть с 25 января по 17 февраля в Галерее на Солянке.
Фото — Екатерины Межековой