В 2015 году компания Canon анонсировала новый фотоаппарат Canon EOS 5D S & SR. Летом стартовали продажи камеры, и осенью, первые серии снимков, сделанные российскими фотографами, появились в распоряжении Фотолаборатории ПроЛаб.
Последняя камера от Canon открыла новую нишу среди профессиональных фотоаппаратов — впервые цифровая зеркальная камера по разрешению вплотную приблизилась ко второму поколению среднеформатных задников типа Phase One p65+ (56 против 60 Мп). Неожиданным эффектом является то, что с практической точки зрения новая матрица имеет не только достоинства, но и определенные недостатки — которые, впрочем, являются следствием и продолжением ее достоинств.
Несомненно, главное достоинство Canon EOS 5D S & SR это возможность получить «честные» фотографии 80х120 см., сравнимые по качеству со средним форматом, впрочем и размер 120х180 см. для неё тоже вполне достижим. Это огромный плюс, если вспомнить о том, что камера примерно 10 раз дешевле ( заявленная цена 3700 $) по сравнению со среднеформатными аппаратами (задники примерно до 30-35 тыс. €), оптика к которым стоит так же весьма немало. Это открывает возможности высокодетальной съёмки для намного более широкого круга фотографов.
Интуитивно понятно, что за все нужно платить. Чем же мы расплачиваемся в данном случае?
К сожалению, несмотря на все достижения в технологиях, все по-прежнему упирается в физические законы 🙂
Первое, о чем имеет смысл сказать — это размер индивидуального пикселя. По сравнению с Phase One p65+, у которого площадь матрицы в два раза больше, площадь индивидуального сенсора (далее — пиксель, для простоты) у нового Canon примерно в два раза меньше. По сравнению с 30 Мп зеркалками пиксель уменьшился более чем в полтора раза. Проблема проста — на пиксель попадает количество света, пропорциональное его площади. Чем меньше пиксель, тем меньше света, а соответственно надо повышать чувствительность, но не внешнюю, которую видит фотограф, а внутреннюю. Кроме того, чем меньше площадь пикселя, тем из меньшего числа атомов он состоит (да-да, сейчас это действительно стало важно). Чем из меньшего числа атомов состоит некий элемент электроники, тем выше в нем собственные тепловые шумы (упрощенно говоря). Соответственно, отношение сигнал/шум в новой матрице неизбежно (законы физики не обмануть!) ухудшается, причем, по грубым оценкам, в 3-5 раз — по сравнению с матрицами предыдущего поколения. В принципе, косвенно это подтверждает следующий факт — на фотоаппаратах предыдущего поколения, заявленное верхнее ISO превышало 100 000, то у Canon EOS 5D S & SR производители ограничили верхний предел в 22 500. Это вполне закономерно, так как данную ситуацию невозможно изменить, не сменив кардинально технологию производства сенсоров. На то, что такого технологического скачка не было, нам уверенно намекает относительно скромная цена новинки.
В то-же время нужно понимать, что это — более чем замечательные показатели. Снимки сделанные с чувствительностью 2500 абсолютно рабочие, шумы конечно есть, но важная деталь — шум начинает заметно проявляться примерно с ISO 800 и визуально практически не меняется до 2500. Мы говорим естественно про файлы RAW, без встроенных фильтров шумоподавления, а только с вычитанием темнового кадра. С этой точки зрения камера превзошла средний формат, на котором ISO 800 условно рабочая, а реальная 200, или 400 (если требования по шумам к кадрам не слишком жесткие).
В сравнении со средним форматом, возможность абсолютно спокойно работать с чувствительностью 2000 и более существенно расширяет диапазон применения камеры в таких сферах как спортивная съемка или анималистическая. Не говоря уже о том, что аппарат заметно меньше, легче, и имеет более широкий выбор доступных объективов, в том числе длиннофокусных.
Однако надо четко понимать, что матрица с таким разрешением, делает камеру абсолютно безжалостной к качеству оптики. Те проблемы, которые ранее были не видны (неизбежные и всем известные недостатки объективов), теперь становятся критическими. Даже последнее поколение объективов, например EF 85mm f/1.2L II USM (см. статью А.А. Харина на нашем сайте), которые считаются одними из лучших по резкости, дают заметное снижение резкости от центра к краю. Становятся заметны и другие искажения, и это — на лучшей оптике! Что будет на оптике среднего класса даже представить трудно.
Очевидно что инженеры Canon в курсе данной проблемы, не случайно практически одновременно с выходом новой камеры они запустили линейку объективов с технологией BR Optics (пока вышел только Canon EF 35mm F/1.4L II). Это продвинутая технология, которая компенсирует хроматическую аберрацию в синей области спектра. Что влияет не только на хроматику по краям, но и на резкость объектива, в том числе в центральной зоне. Естественно это дороже, но входящие в разработку метаматериалы, на сегодняшний день — единственное что практически применимо из нанотехнологий. Для меня пока остаётся открытым вопрос по устойчивости характеристик этих объективов при изменениях рабочих температур и по их долговечности, но, уверен, тесты они прошли, и приемлемый срок службы обеспечивают. И, кстати, в данном случае — обратите внимание — резкий технологический скачок сопровождается и ценовым скачком на изделие (что совершенно естественно).
В то-же время нужно понимать, что никто не может отменить волновую природу света и, соответственно, дифракционный предел. По определению, на матрице такого размера, даже при самой совершенной оптике, не достичь результата среднего формата с оптикой хотя-бы того-же класса, это чистая физика. Речь идет о реальной детализации фотографий сейчас.
Резюмируя вышесказанное, я могу сказать, что это — очень интересная камера, которая сильно расширяет возможности фотографа, но при этом предъявляет повышенные требования к оптике, к стабильности съёмки. Это серьёзный подкоп под старших братьев, под средний формат. Многие наши клиенты, владельцы широкоформатных камер, всерьёз задумываются о приобретении данной модели на случай съёмки той же анималистики или при необходимости использовать, например, длиннофокусную оптику.
Дмитрий Шевляков
Арт-Директор ПроЛаб