Совместный проект ГМИИ им. А.С. Пушкина и журнала Vogue открылся в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. Все фотоработы выставки выполнены в профессиональной фотолаборатории ProLab.
Обнаженные. От мрамора к фотографии. Совместный проект журнала Vogue и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: Олеся Курпяева, Российская Газета Обнаженные. От мрамора к фотографии. Совместный проект журнала Vogue и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: Олеся Курпяева, Российская Газета
Обнаженная натура – неотъемлемая часть современной культуры. Ее присутствие на страницах модных изданий, в рекламе, в современном искусстве становится само собой разумеющимся фактом. И только пространство классического музея позволяет исследовать истоки современного интереса к жанру ню, постичь его мифологию, рассмотреть его в диалоге с мировым искусством.
Красота человеческого тела становится предметом изображения в эпоху античности. Древние греки поклонялись физической красоте – как мужской, так и женской. В античной скульптуре бог или герой представали совершенными и безупречными творениями с идеальными пропорциями и формами. Мраморный торс «Афродиты Хвощинского» (начало III в. до н.э.) из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина – образец возвышенно-чувственной трактовки женского образа. Но его истинное содержание гораздо более значительно. Автор воплощает преклонение древних греков и римлян перед совершенством как телесной, так и духовной красоты человека, которое станет эталоном для художников эпохи Возрождения и образцом для мастеров последующих эпох.
Ученик Рафаэля Джулио Романо в картине «Дама за туалетом» (нач. 1520-х), следуя античной традиции, поэтически воспевает наготу в почти бытовой сцене. Позже на смену гармонии высокого Возрождения придет театральность, холодность и сосредоточенность на деталях.
На протяжении XVII — XIX веков интерес к нагому человеческому телу развивается стремительно, превратившись в итоге в окончательно оформившийся самостоятельный жанр. Теперь обнаженная – это не только богиня, не только романтическое создание, но просто натурщица или «женщина за туалетом».
Импрессионизм предложил свою интерпретацию жанра. Одной из вершин этого направления стали «ню» Ренуара, создавшего собственный тип женской красоты. В картине «Обнаженная» (1876) фигура модели прекрасна зрелой женской грацией. Постимпрессионист Поль Гоген ищет вечную женственность, которая ассоциируется у него с девственностью природы экзотических островов. «Жена короля» (1896) – таитянская Ева воплощает нечто загадочное, скрытое в образе диковинной фемины.
Эволюция жанра ню в XX веке отражает конфликт между абстрактным искусством и фигуративностью, наметившийся уже в конце предыдущего столетия. Написанный Валентином Серовым «Портрет Иды Рубинштейн» (1910) из собрания Государственного Русского музея, поначалу вызвал большой скандал в обществе. На картине изображена обнаженной знаменитая танцовщица и актриса, чья жизнь проходила под пристальным вниманием публики. Художник увидел в ней воплощение мистического Древнего Востока.
Фотографии обнаженной натуры в публичной прессе в полной мере обязаны своим появлением модным журналам, одним из которых является журнал Vogue – первый иллюстрированный журнал, который появился в 1892 году. На протяжении всей его длинной истории с ним сотрудничали поистине великие мастера, многие из которых преуспели не только в «глянцевом» жанре. В 1930-х годах, когда на страницах женских изданий впервые появляются полуобнаженные модели, с журналом сотрудничают такие известные мастера, как Георгий Гойнинген — Гюне, Эдвард Стейхен, Хорст П. Хорст. Фотографы, работавшие для Vogue, ломали рамки дозволенного, изменяли точку зрения «обывателей» на смысл и границы пристойности. Сильные, графичные образы Ричарда Аведона в 1950-х годах казались вызывающими.
Социальные изменения 1970-х, связанные с феминистским движением, привели к появлению большого количества успешных фотографов-женщин: Дебора Турбевилль и Сара Мун фотографировали моделей с «женской» точки зрения, не как объекты желания мужчин или идеализированные иконы. Уже тогда их фотографии отличались от классических канонов. На фотографиях Ги Бурдена уверенные в своей привлекательности женщины бросают вызов традиционным взглядам на красоту и гендерные роли.
Идеалы красоты продолжали меняться. Появились супермодели – «пробирочные» образцы физического совершенства, такие как на фотографиях Питера Линдберга. Реакцией на воинствующий гедонизм 1980-х стала эстетизация реальной жизни и минимализм 1990-х. «Модными» стали худенькие, угловатые «девчонки из предместья», такие как на фотографиях Корин Дэй и Нан Голдин. Ностальгия по утраченному «большому стилю» способствовала тому, что в фотоискусстве вновь и вновь появляются образцы классической красоты – как в работах Патрика Демаршелье, Паоло Роверси. Для «новаторской» линии модной фотографии – Энни Лейбовиц, Тэрри Ричардсон, Юрген Теллер – характерна передача эмоций, вплоть до патологических состояний и ситуаций. Вместе с тем, под «безвкусной», на первый взгляд, упаковкой порой скрывается эстетический энциклопедизм и виртуозность, рассчитанные на искушенного знатока искусства. Изображение обнаженного тела в модных журналах стало привычным, но «глянцевое фото» в музейном пространстве – это всегда нетривиальное событие. Эстетический замысел проекта данной выставки состоит в попытке диалога модной фотографии и fine art. Как следует относиться к тому, что является страницей модного журнала, но бытует отдельно от него? Как разглядеть в глянцевой фотографии некий особый смысл, когда обнаженная модель не несет никакой «потребительской информации»? Как понять это художественное произведение? На эти и многие другие вопросы ответит выставка, представленная в ГМИИ им. А.С. Пушкина.