• О Центре
  • Фотолаборатория
  • Издательство PROLAB
  • Продюсирование
  • Контакты
  • Магазин
  • Мой аккаунт
Prolab
VK Telegram
  • О Центре
  • Музей
  • Продюсирование
  • Издательство
  • Фотолаборатория
  • Магазин
  • Контакты
  • Мой аккаунт
  • Корзина
Prolab
VK Telegram
  • Новости
  • Выставки
  • Музей
  • «Галерея в моем городе»
  • Отзывы
  • Команда
  • Обучение
  • Техника
  • Видео
  • СМИ о нас
  • Главная
  •  / 
  • Выставки
  •  / 
  • Открылся фестиваль “Мода и стиль в фотографии”

Выставки

Открылся фестиваль “Мода и стиль в фотографии”

21.02.2013

Жанна Васильева, Аркадий Колыбалов («Российская Газета»): «Как известно, красота – это страшная сила. Поближе к этому оружию массового поражения присмотрится международный московский фестиваль “Мода и стиль в фотографии”, который проходит в Москве в восьмой раз с 20 февраля по 26 мая. В программе – 44 проекта, в том числе 21 – зарубежный, которые объединяет тема “Красота: мифы и источники вдохновения”. Среди фотографов, чьи выставки покажут в Москве, – британцы Джим Ли и Том Вуд, немец Арно Фишер, африканские фотографы из Мали Сейду Кейта и Малика Сидибе, француз Патрик Демаршелье, которые приедет с выставкой, посвященной дому Диора, испанец Мануэль Оутумуро…”
В рамках фестиваля пройдёт выставка Михаила Розанова. Все фотоработы выставки изготовлены в компании ProLab мастером ручной печати Сергеем Фурсовым.

Жанна Васильева, Аркадий Колыбалов («Российская Газета»): «Один из главных источников вдохновения, который оказывается в фокусе внимания фестиваля, – эстетика модернизма. Правда, что такое модернизм, как выяснилось, каждый понимает по-своему. Если русские конструктивисты и Ласло Мохой-Надь наступавший ХХ век видели веком машин, технологий и мечтали о том, что искусство будет участвовать в созидании нового, более справедливого мира, то для Кантена Бажака и Клемана Шеру, кураторов выставки Центра Помпиду “Это Париж! Модернизм в фотографии. 1920-1950. Из коллекции Кристиана Букре”, общим знаменателем новейшего времени оказывается, пожалуй, фотография и ее вторжение в жизнь. Именно она оказывается “творцом имиджа” (так назван один из разделов выставки), инструментом “нового видения” Мохой-Надя и конструктивистов или отмычкой внутренней реальности для сюрреалистов, другом агитатора и пропагандиста рабочей социальной фотографии и демонстративно отстраняющихся от современности поклонников неоклассической строгости.

Среди семи тысяч фотографий из собрания Кристиана Букре для выставки отобрано чуть больше 230. Это первое представление публике приобретения, сделанного Центром Жоржа Помпиду в 2011 году. Самое неожиданное в этой выставке даже не блестящая плеяда имен (от Луиса Бунюэля до Рене Клера, от Фернана Леже до Анри Картье-Брессона) и не широкий спектр работ. В конце концов Кристиан Букре более сорока лет, с 1970-х, собиравший эти снимки, – один из лучших экспертов, известный историк фотографии и модернизма во Франции. Его вкусу можно доверять. Поражает, насколько переплетены, взаимосвязаны эстетические поиски в противоположных вроде бы областях. Скажем, когда Аурел Баух снимает шахтеров в черной тесноте шахты в 1939 году или дает крупный план разбитых ботинок, заплатанных рабочих штанов и шахтерского фонаря (“При выходе из шахты”), эти снимки невольно соотносятся с шахтерскими фото, которые советские репортеры делали в Донбассе. Клеман Шеру подтвердил, что это не случайное совпадение тем. Баух снимал для иллюстрированного журнала французских коммунистов, где хорошо знали и о немецкой рабочей иллюстрированной газете АIZ, и о советских фотосериях. При этом одновременно работы Аурела Бауха можно найти и рядом со снимками сюрреалистов. На сделанной им фотограмме 1931 года культурные слои предстают как уровни почвы, в которых органическое земное начало представлено женской фигурой, на следующем уровне – условный пучок дерева или куста, а над ними – маленький отпечаток шестеренки вместо солнца. Модель земного мира, при всей условности, предстает очень внятной: рациональное, технологическое (и очевидно, мужское) парит в небесах высшего мира; далеко же внизу – срединный органический, земной, чувственный мир.

Но в конце концов то, что сюрреализм, помимо погружения в глубины подсознания, обладал и ярким бунтарским антибуржуазным потенциалом, общеизвестно. Более удивительно, как художники, увлеченные экспериментами в духе неоклассицизма, обнаруживают созвучия своим поискам в реальности. В 1920-е годы Даниэль Маскле делает серию портретов жены в классическом духе, где лицо Франчески приобретает то отрешенность маски, то выразительную двусмысленность андрогинного портрета. И вдруг в разделе документальной фотографии встречаем его снимок вроде бы в духе стрит-фотографии – “Матрас, торчащий из окна”. Матрас перекинут для просушки прямо через подоконник и почти лежит на тротуаре. Но в интерпретации Маскле этот полосатый герой вдруг приобретает монументальность колонны, изгиб которой иронически напоминает то ли о руинах, то ли о визуальных искажениях сюрреалистов. Юмор, точность взгляда и безупречность композиции тут сходятся в одном снимке. Другой “классицист” Лор Албен Гийо, который делал иллюстрации с использованием фотографии к стихам Поля Валери, снимает зал Лувра во время войны. Пустые рамы без холстов и надписи на стенах с названиями работ выглядят как руины и как сюрреалистический интерьер. Меж тем это документ эпохи.

С другой стороны, вроде бы социальная фотография может впечатлять неожиданной формальной строгостью. Роже Шалль снимает “Мясную лавку” (1935). Никаких туш, испачканных передников мясников. Перед нами выложенная белой плиткой стена с надписью Boucherie и два усталых человека в кепках, сидящих прямо на тротуаре у входа. Подчеркнутая стерильность снимка контрастирует с названием, создает неожиданный для социального снимка саспенс триллера. Между прочим, тот же прием выразительного умолчания он использует для съемки рекламы женского белья. На фото – две поднятые руки, закованные в цепи. Надо ли говорить, что белья вы там не обнаружите?

Другая выставка, открывшаяся в рамках фестиваля в ММАМ, – первый показ в России работ немецкого фотографа Августа Зандера, автора одного из самых амбициозных проектов прошлого века “Люди ХХ столетия”, над которым он работал несколько десятилетий, начиная с 1920-х годов. Но об этой выставке – в другой раз».

Архив публикаций
  • 2025
  • 2024
  • 2023
  • 2022
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010
  • 2009
  • 2008
  • 2007
  • 2006
  • 1997

РФ, Москва, Мосфильмовская ул., д. 1, стр. 28

Телефон: +7(495) 795-0793

Факс: +7(495) 795-0793

E-mail: sales@prolab.ru

VK Telegram

© “Prolab”, 2004–2025. Копирование материалов с сайта возможно только при согласии администрации.

Разработка сайта - Максим Мартиросов

Наши партнёры
  • Российский фонд Мира
  • Мосфильм
  • «Россия — Моя История»
  • Альянс руководителей региональных СМИ России
  • ТСХР
  • Pervozdannaya Russia
  • Московский Политех
  • The best of Russia
  • Росфото
  • Center for Contemporary Art.
  • Фонд социально-культурных инициатив
  • Photographer