Жанна Васильева, Аркадий Колыбалов («Российская Газета»): «Как известно, красота — это страшная сила. Поближе к этому оружию массового поражения присмотрится международный московский фестиваль «Мода и стиль в фотографии», который проходит в Москве в восьмой раз с 20 февраля по 26 мая. В программе — 44 проекта, в том числе 21 — зарубежный, которые объединяет тема «Красота: мифы и источники вдохновения». Среди фотографов, чьи выставки покажут в Москве, — британцы Джим Ли и Том Вуд, немец Арно Фишер, африканские фотографы из Мали Сейду Кейта и Малика Сидибе, француз Патрик Демаршелье, которые приедет с выставкой, посвященной дому Диора, испанец Мануэль Оутумуро…»
В рамках фестиваля пройдёт выставка Михаила Розанова. Все фотоработы выставки изготовлены в компании ProLab мастером ручной печати Сергеем Фурсовым.
Жанна Васильева, Аркадий Колыбалов («Российская Газета»): «Один из главных источников вдохновения, который оказывается в фокусе внимания фестиваля, — эстетика модернизма. Правда, что такое модернизм, как выяснилось, каждый понимает по-своему. Если русские конструктивисты и Ласло Мохой-Надь наступавший ХХ век видели веком машин, технологий и мечтали о том, что искусство будет участвовать в созидании нового, более справедливого мира, то для Кантена Бажака и Клемана Шеру, кураторов выставки Центра Помпиду «Это Париж! Модернизм в фотографии. 1920-1950. Из коллекции Кристиана Букре», общим знаменателем новейшего времени оказывается, пожалуй, фотография и ее вторжение в жизнь. Именно она оказывается «творцом имиджа» (так назван один из разделов выставки), инструментом «нового видения» Мохой-Надя и конструктивистов или отмычкой внутренней реальности для сюрреалистов, другом агитатора и пропагандиста рабочей социальной фотографии и демонстративно отстраняющихся от современности поклонников неоклассической строгости.
Среди семи тысяч фотографий из собрания Кристиана Букре для выставки отобрано чуть больше 230. Это первое представление публике приобретения, сделанного Центром Жоржа Помпиду в 2011 году. Самое неожиданное в этой выставке даже не блестящая плеяда имен (от Луиса Бунюэля до Рене Клера, от Фернана Леже до Анри Картье-Брессона) и не широкий спектр работ. В конце концов Кристиан Букре более сорока лет, с 1970-х, собиравший эти снимки, — один из лучших экспертов, известный историк фотографии и модернизма во Франции. Его вкусу можно доверять. Поражает, насколько переплетены, взаимосвязаны эстетические поиски в противоположных вроде бы областях. Скажем, когда Аурел Баух снимает шахтеров в черной тесноте шахты в 1939 году или дает крупный план разбитых ботинок, заплатанных рабочих штанов и шахтерского фонаря («При выходе из шахты»), эти снимки невольно соотносятся с шахтерскими фото, которые советские репортеры делали в Донбассе. Клеман Шеру подтвердил, что это не случайное совпадение тем. Баух снимал для иллюстрированного журнала французских коммунистов, где хорошо знали и о немецкой рабочей иллюстрированной газете АIZ, и о советских фотосериях. При этом одновременно работы Аурела Бауха можно найти и рядом со снимками сюрреалистов. На сделанной им фотограмме 1931 года культурные слои предстают как уровни почвы, в которых органическое земное начало представлено женской фигурой, на следующем уровне — условный пучок дерева или куста, а над ними — маленький отпечаток шестеренки вместо солнца. Модель земного мира, при всей условности, предстает очень внятной: рациональное, технологическое (и очевидно, мужское) парит в небесах высшего мира; далеко же внизу — срединный органический, земной, чувственный мир.
Но в конце концов то, что сюрреализм, помимо погружения в глубины подсознания, обладал и ярким бунтарским антибуржуазным потенциалом, общеизвестно. Более удивительно, как художники, увлеченные экспериментами в духе неоклассицизма, обнаруживают созвучия своим поискам в реальности. В 1920-е годы Даниэль Маскле делает серию портретов жены в классическом духе, где лицо Франчески приобретает то отрешенность маски, то выразительную двусмысленность андрогинного портрета. И вдруг в разделе документальной фотографии встречаем его снимок вроде бы в духе стрит-фотографии — «Матрас, торчащий из окна». Матрас перекинут для просушки прямо через подоконник и почти лежит на тротуаре. Но в интерпретации Маскле этот полосатый герой вдруг приобретает монументальность колонны, изгиб которой иронически напоминает то ли о руинах, то ли о визуальных искажениях сюрреалистов. Юмор, точность взгляда и безупречность композиции тут сходятся в одном снимке. Другой «классицист» Лор Албен Гийо, который делал иллюстрации с использованием фотографии к стихам Поля Валери, снимает зал Лувра во время войны. Пустые рамы без холстов и надписи на стенах с названиями работ выглядят как руины и как сюрреалистический интерьер. Меж тем это документ эпохи.
С другой стороны, вроде бы социальная фотография может впечатлять неожиданной формальной строгостью. Роже Шалль снимает «Мясную лавку» (1935). Никаких туш, испачканных передников мясников. Перед нами выложенная белой плиткой стена с надписью Boucherie и два усталых человека в кепках, сидящих прямо на тротуаре у входа. Подчеркнутая стерильность снимка контрастирует с названием, создает неожиданный для социального снимка саспенс триллера. Между прочим, тот же прием выразительного умолчания он использует для съемки рекламы женского белья. На фото — две поднятые руки, закованные в цепи. Надо ли говорить, что белья вы там не обнаружите?
Другая выставка, открывшаяся в рамках фестиваля в ММАМ, — первый показ в России работ немецкого фотографа Августа Зандера, автора одного из самых амбициозных проектов прошлого века «Люди ХХ столетия», над которым он работал несколько десятилетий, начиная с 1920-х годов. Но об этой выставке — в другой раз».