14 октября в Клубе ПроЛаб состоялась презентация первого фотографического альбома члена Союза художников России Якова Яковлева. О своем видение роли фотографии и значении альбома для автора Яков Яковлевич рассказал от первого лица:
«Тираж этого издания невелик, малодоступен и не преследует цели стать «значительным событием» культурной жизни. Это некий продукт творчества художника с попыткой взглянуть на себя и осмыслить свои шаги в искусстве. Я очень рад, что в создании этого альбома участвовали профессионалы «ПроЛаба», которые умеют видеть и расставлять правильные акценты, не говоря уже о владении высокими технологиями печати.
Один писатель как-то сказал: «Если я хочу прочесть что-то интересное, я сажусь и пишу книгу». В точности это можно отнести и к альбому, который перед вами, потому что он представляет для автора совершенно неожиданный результат. И сейчас я попытаюсь объяснить себе и другим, в чем тут дело.
Начав как художник-график, продолжение моего творческого пути оказалось самым неожиданным — я стал серьезно заниматься Фотографией. Это слово Анри Картье-Брессон писал с заглавной буквы, когда говорил, что подлинность — самая великая ее добродетель, и еще он заметил, что карандаш и Leica молчаливы. Сегодня об икусстве больше говорят и думают понятиями, а не сердцем и душой… Камера стала для меня естественным инструментом для творчества: ведь с художником всегда его глаза и руки, и потребность видеть, воспринимать и создавать… думаю даже, что в этом и состоит суть творческого акта, и не важно, становится ли он выставочным объектом.
Также, со временем мне стали особенно понятны слова Брессона, о том, что «фотография — это трудно».
Фотографические изображения, представленные в альбоме — тоже способ изображать мир, выстраивая свойственный ему художественный образ. В них нет определенной темы, но есть направления: люди, храмы, дома, деревья… в своих работах мне всегда хотелось преодолеть сиюминутный документализм камеры и увидеть в объектах изображений некий знаковый смысл.
А сейчас хотелось бы сказать об общей концепции альбома. Глядя на свои ранние офорты, я вдруг понял, что они оказались актуальны и сегодня, поскольку действительность наша изменилась лишь отчасти, а то, как я ее интуитивно воспринял тогда, созвучно моим размышлениям и впечатлениям, получаемым теперь. Поэтому я счел возможным представить офорты в альбоме по-новому, «срежиссировав» каждый графический разворот. Эта идея выразилась в сочетании крупных планов (фрагментов офортов) с другими работами, раскрывающими тему. Далее мне показалось интересным чередовать графические развороты с фотографическими, смысл и дух которых способствовал бы цельности восприятия.
Сегодня фотография стала легкодоступна и, благодаря ее впечатляющей технической оснащенности, люди зачастую видят в ней лишь источник информации или способ развлечения и удовлетворения любопытства: под снимком Парижа пишут «Париж», под фотографией слона — «Слон», добавляя иногда необходимые пояснения…
Думаю, для любого художника не менее странно и обескураживающе звучит вопрос, который обычно первым задают при взгляде на фото: «Где это?» — в то время, как автор пытался вложить в работу смысл и настроение. Вот почему я решил в альбоме обойтись без подписей к снимкам.
Теперь, когда альбом завершен, неожиданно подумалось: пожалуй, никогда прежде я не испытывал такого интереса, увлеченности, занимаясь подобной работой, и все потому, что хотелось сказать о нашем Времени, о нашей Жизни…»
Яков Яковлев