C 15 по 18 августа в Школе фотографии и мультимедиа им.Родченко проходил семинар “Фотоистория в журнале”. В рамках семинара состоялось несколько интересных и разнообразных мероприятий – все они были объединены общим смыслом – научить молодых фотографов снимать и составлять из своих картинок фотоистории.
Открытую лекцию Сергея Максимишина посетило более 100 человек – начинающих фотографов и уже опытных мастеров. Помимо рассказа о тонкостях и острых углах профессии фотожурналиста, Сергей Максимишин показывал участникам короткие слайд-шоу и фильмы выдающихся фотожурналистов.
После лекции продолжать работу остались 22 участника мастер-класса, которые были отобраны по конкурсу портфолио заранее. Сергей Максимишин рассказал о законах составления фотоисторий, типичных ошибках, показал несколько фильмов, в том числе о том, как великие фотографы отбирали лучшие картинки из своей съемки.
За время мастер-класса участники должны были снять историю “Москва-Петушки” (по мотивам произведения В.Ерофеева). Каждый участник получил задание снять одну из станций на пути следования электрички, либо саму электричку.
Сергей Максимишин – Лекция по фотожурналистике
Как складывалась фотоистория “Москва-Петушки”
После того, как Сергей максимишин провел небольшое портфолио-ревю, 17 августа начался второй день работы с участниками мастер-класса. А это значит, снова показ фильмов, просмотр работ известных фотографов. Но большую часть времени Сергей Максимишин посвятил рассказу о важнейших вопросах в профессии фотожурналиста: этике профессии, идеях и их реализации во время съемки, планированию съемки, необходимому оборудованию, вопросов прав и маркетинга. Также участники мастер-класса получили список рекомендуемых к просмотру фотографов – выдающихся представителей профессии фотожурналиста.
Весь отснятый участниками мастер-класса материал Сергей Максимишин отсматривал в течение всего дня 18 августа, в присутствии всех участников мастер-класса, разбирая ошибки, обсуждая трудности, возникшие при съемке и выбирая лучшие кадры. Уже в конце дня к выбору “Фото дня” присоединились фоторедакторы, занятые до этого на портфолио-ревю, проходившем параллельно с подведением итогов мастер-класса. Андрей Поликанов (Русский репортер), Ирина Меглинская (Афиша) и Наталья Ударцева (ПроЛаб) комментировали понравившиеся им работы. “Фотографией дня” в истории “Москва-Петушки” была признана работа Сергея Трапезина, снятая на Курском вокзале, отправной точке поезда, идущего в Петушки. В качестве приза Сергею Трапезину была вручена фотография Сергея Максимишина c автографом автора. Фотография была отпечатана в формате А0 на широкоформатном плоттере Hewlett Packard Design Jet.
Портфолио-ревю у известных фоторедакторов
Во время работы семинара -15 и 18 августа проходило портфолио-ревю у фоторедакторов. Участниками портфолио-ревю, могли стать все желающие, предварительно зарегистрировавшиеся и выполнившие все необходимые условия участия. 15 августа портфолио-ревю проводила Анна Шпакова (Огонек). Приятным сюрпризом было появление на портфолио-ревю французского фотографа Ксавье Зимбардо, а затем фотографа и директора фотоагентства “Эпсилон” Олега Никишина. Они помогали Анне Шпаковой разбирать работы участников портфолио-ревю.
Сергей Максимишин изначально не планировал отсмотр работ тех, кто не попал в число участников мастер-класса. Но 16 августа он посвятил несколько часов просмотру и разбору фотографий тех, кто смог попасть к нему на портфолио ревю, воспользовавшись неожиданно открывшейся возможностью.
Параллельно с итоговым днем семинара, 18 августа проходило портфолио-ревю у фоторедакторов и фотодиректоров Ирины Меглинской (Афиша), Андрея Поликанова (Русский репортер), Тимофея Хворостяного (GEO) и Натальи Ударцевой (ПроЛаб). Показать свои работы приходили фотографы совершенно разного уровня и начинающие, и продвинутые любители, и уже сложившиеся профессионалы. Конечно же, в отведенные 15 минут на человека уложиться было невозможно, с некоторыми участниками редакторы беседовали минут по 40. За это время каждый смог получить не только ценные советы, похвалы и критику, но и обменяться контактами и даже обговорить дальнейшее сотрудничество и публикации.
Многие участники группы Сергея Максимишина прошли портфолио-ревю у всех 5 заявленных фоторедакторов. Тем самым, за эти четыре дня они получили 6 разных профессиональных позиций и рекомендаций по поводу своих работ.
Итоги работы семинара и дальнейшие планы
С самого первого дня работы семинара все его участники печатали свои лучшие работы на принтерах Hewlett Packard. Лучшие фотографии по итогам портфолио-ревю, а также лучшие работы, вошедшие в историю “Москва-Петушки”, были напечатаны в формате А3 и А4. Таким образом участники могли на собственном примере убедиться в высоком качестве и быстроте печати фотографий на принтерах Hewlett Packard. Все полученные отпечатки будут сформированы в отдельный выставочный проект, который станет итогом работы семинара.
Во время работы семинара все его участники и посетители Школы им.Родченко могли посмотреть выставку работ С. Максимишина, напечатанную на материалах Kodak в профессиональной лаборатории Prolab.
Ещё одним важным итогом работы семинара стало то, что ведущие журналы нашей страны теперь борются за право напечатать историю “Москва-Петушки”, авторами которой стали все двадцать с лишним человек, снимавшие ее под руководством Сергея Максимишина. Тем самым, Сергей Яковлевич показал участникам своего мастер-класса не только, как снимать глубокие и красивые фотографии, но и то, что фотоисторию можно найти совсем рядом, в своем городе, в своей стране, причем такую, которую ещё никто не снял и которую сразу захотят напечатать в журнале. Молодым фотографам очень важно было убедиться, что хорошя идея всегда востребована и ещё не все вокруг снято!
Организаторы проекта выражают особую благодарность:
Московскому дому фотографии и Школе им. Родченко – и лично Ольге Свибловой, Елене Лунгиной и Ирине Успенской.
Генеральному спонсору семинара – компании Hewlett Packard и лично менеджерам компании, помогавшим в работе семинара.
Журналам Афиша, Русский репортер, GEO, Огонек – и лично Ирине Меглинской, Андрею Поликанову, Тимофею Хворостяному, Анне Шпаковой, а также фотографам Ксавье Зимбардо и Олегу Никишину.
Фоторесурсу Фотополигон – и лично Артему Чернову
Фото – Екатерина Межекова