В ЦВЗ “Манеж” до 3 сентября в рамках программы «Классики российской фотографии» проходит персональная выставка Сергея Борисова – “Люди и время”.
Фотографии Сергея Борисова – известнейшего фотографа, летописца московского и ленинградского андеграунда, маргинальных сторон жизни советского общества – обошли весь мир. Борисов один из первых показал «новый», гуманистический взгляд на человека, максимально индивидуализировав его. Ему позировали Борис Гребенщиков, Илья Кабаков, Виктор Цой, Влад Мамышев-Монро, Олег Газманов, Жанна Агузарова, Тимур Новиков и многие другие личности, составляющие российский культурный слой конца тысячелетия.
Практически никогда фоном для героев фотографий Сергея Борисова не является толпа. Все не случайно – определенный человек в заранее продуманном месте. Может, за эту внимательность к деталям к Борисову так благоволит западный арт-рынок. Темы его работ так или иначе связаны с архитектурой и городской средой обитания. Его выбор падает на естественные для города ограничения, схожие с постаментами или подиумами. Действие происходит на фоне монументальных зданий времен диалектического материализма, набережных Москвы-реки, павильонов ВДНХ, крыш высотных домов.
Сергей Борисов бесспорный лидер в иллюстрации обложек дисков рок- и поп-музыкантов 70-х 80-х годов. Современный музыкальный стиль во многом повлиял на его работы в дальнейшем. Трудно сказать, связанно ли это с изначальной музыкальностью или же это влияние самой среды, в которой он долгое время находился, но то, что в фотографиях Борисова ощущается четкий музыкальный ритм и композиция, – это очевидно.
Отличительная черта творчества Борисова, его авторский стиль, это то, как он работает со своими моделями – отечественными celebrities и простыми горожанами. Режиссируя собственную фотокартину мира, он превращает людей в арт-объекты или же литературных героев, воплощая в них собственные метафоры. Он не наблюдатель. Театральность фотографий автора обусловлена не только некоей литературностью, но и является четким маркером переходного периода, когда попытка поменять, перестроить, переделать все выражается в сознательном отходе от естественности протекания человеческого бытия.
У Борисова уникальная способность через человеческую натуру четко отображать пусть даже самый небольшой период истории страны так, что его не перепутаешь ни с каким другим. Дух времени протекает через все его работы, дату на этикетке можно не смотреть. 70-е, 80-е, 90-е, 2000-е – они проходят через лица людей, через их одежду, особенность их жестикуляции. Люди и время.
Организаторы: Музей Московского Дома Фотографии, Комитет по культуре Правительства Москвы.
При поддержке стратегического партнера Московского Дома фотографии – Mastercard.
Выставка проходит при технической поддержке профессиональной лаборатории Prolab.
Адрес: ЦВЗ “Манеж”, Москва, Манежная площадь, д.1