C 20 марта начала свою работу VII Фотобиеннале. Программа Фотобиеннале – 2008 сформирована вокруг трех тем: «Свет и цвет», «Изумление, или to be surprise» , «Магнум — 60 лет!».
Разнообразная выставочная программа в течение двух месяцев обеспечит московских любителей и ценителей фотографии пищей для впечатлений и обсуждений. Выставки Фотобиеннале 2008 проходят на традиционных выставочных площадках — Манеже, Новом Манеже, Музее Современного искусства, Галерее на Солянке.
В рамках программы Фотобиеннале-2008 Галерея Пролаб представляет два выставочных проекта: Сергей Берменьев «8 звезд. Часть 1» и Григорий Ярошенко «Куба. Остров накануне».
Актуальное расписание выставок на сайте Фотобиеннале-2008
Свет и цвет
Об основных направлениях в программе Фотобиеннале-2008 рассказала Директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова.
«Свет и цвет» — имеют прямое отношение к природе фотографии и её эволюции. В момент возникновения фотографии в 19 веке в русском языке синонимом слова «фотография» была «светопись», цвет появляется позже и сначала это была раскраска или подкраска разными материалами уже существовавших черно-белых отпечатков…
Современная фотографическая реальность такова, что съемка на цифровые камеры все более и более вытесняет классическую фотографию, снятую на черно-белую пленку и отпечатанную вручную самим автором. Тем не менее, эта классическая техника и поныне дает удивительные результаты в руках настоящих художников. Её исчезновение, с точки зрения потерь для искусства фотографии, может привести к ещё более трагическим результатам, чем исчезновение редких животных или растений. Выставки Марио Джакомелли, Эдуарда Буба, Ги Ле Керрека, Ральфа Гибсона, Франциска Гонсалеса, Фернанда Лемуша, Богдана Конопки, Сергея Берменьева, Игоря Аскарова, Екатерины Голицыной, Андрея Гордасевича и др. – наглядное свидетельство неисчерпаемых возможностей светописи и её бесконечных реинкарнаций.
Эволюцию цвета в российской фотографии с 1860 гг. можно будет проследить на выставке с романтическим названием «Первоцвет». От первых «крашенок» до уникальных работ Дмитрия Бальтерманца, Якова Халипа, Роберта Диамента, Всеволода Тарасевича, Ивана Шагина и др. Это не только эволюция цвета и история российской фотографии, но и история России в фотографиях, где цвет выражал время, настрой и настроение эпохи. Сюрпризом станут ранее никогда не экспонировавшиеся опыты Александра Родченко с раскраской фотографии. Первый из них датируется концом двадцатых, а в тридцать пятом году его работа «Стадион» демонстрирует прямую раскраску фотографии, структурно подобную его конструктивистским монтажам. Диапазон первоцвета — от наивной раскраски семейных портретов к экспериментам Александра Родченко или ироническому возврату к цветным «люриксам» у Бориса Михайлова; от автохромов Прокудина-Горского, кстати, ученика Менделеева и братьев Люмьер, до тончайших опытов с цветом у Штеренберга или Бальтерманца.
«Изумление, или to be surprise»
«Изумление, или to be surprise» — здесь интересен момент, как фотограф выбирает сюжет, и почему он нажимает на спуск фотоаппарата именно в эту долю секунды. Речь идет о той магической связи, которая возникает между художником и объектом съемки, тем напряжением времени и пространства, которое изумляет сначала фотографа, а потом и нас, зрителей, заставляя остановиться перед снимком, не пробежать, а запомнить, почувствовать и задуматься …
«Магнуму» 60 лет!
Фотографов «Магнума» Московская Фотобиеннале регулярно представляет с 1996 года, собственно с момента рождения самого фестиваля. Интервью с Анри-Картье Брессоном, в Париже в 1994, и главное – его фотографии, были главным катализатором самой идеи создания Международного месяца фотографии в Москве. Почти за двенадцать лет существования Московского Дома фотографии было показано 16 проектов фотографов «Магнума». «Фотобиеннале — 2008» представляет выставки Гарри Груйера, Георгия Пинхасова, Лиз Сарфати, Алекса Уэбба, Ги Ле Керрека и фильмы Мартина Парра. Если Ги Ле Керрек, один из старейших фотографов «Магнума», представлен черно-белым проектом «Джаз — от J до Z», то все остальные демонстрируют уникальный авторский подход к проблеме цвета в современной фотографии. Каждый из этих авторов, в рамках специальной программы фестиваля представляет свою проекцию, участвует в портфолио-ревю или проводит мастер-классы в Московской школе фотографии и мультимедиа имени А. Родченко.
Заканчивая вступительную статью о программе Фотобиеннале-2008, Ольга Свиблова благодарит всех многочисленных партнеров фестиваля: «Безусловно, реализация «Фотобиеннале – 2008» была бы невозможна без поддержки Правительства Москвы и Департамента по культуре г. Москвы, а также помощи международных институтов, организаций и партнеров, благодаря которым в Москве будут показаны выставки, связанные с историей и современным состоянием мировой фотографии. Главное же спасибо хочется сказать авторам, которые дали свое согласие на участие в Московской Фотобиеннале.»
Техническая поддержка Фотобиеннале-2008 — Профессиональная фотолаборатория Prolab Полный список партнеров Седьмого международного месяца фотографии в Москве:
— на сайте Фотобиеннале-2008.