Участники международного проекта Antarctic Biennale вернулись из первой арт-экспедиции в Антарктиду
На борту российского научно-исследовательского судна «Академик Сергей Вавилов» из города Ушуайя к Южному полярному кругу отправились около 100 человек со всего мира – художники, архитекторы, исследователи, поэты, писатели, музыканты, философы. Экспедиция Первой международной Антарктической Биеннале, проводившаяся под патронатом ЮНЕСКО, стартовала с берегов Огненной Земли 16 марта 2017 года, и завершилась торжественным приемом в честь участников биеннале в Буэнос-Айресе 29 марта. Комиссар Antarctic Biennale художник Александр Пономарев, выступая перед гостями, сказал: «Все мы стали свидетелями и участниками уникального феномена – проекта, который выходит за рамки привычного творческого события, биеннале вне времени, вне пространств, вне политики. Нам еще только предстоит понять и осознать, что теперь мы являемся частью нового культурного явления, которое, без преувеличения, достойно войти в историю мирового искусства».На большой земле путешественников встречал министр культуры Аргентинской Республики Пабло Авеюто, который подчеркнул особую важность миссии смелых исследователей и значимость международного сотрудничества в вопросах науки, культуры и искусства. “Невозможно переоценить культурную значимость этого проекта. Удивительно, как объединенные общей идеей и сплоченные сильным духом сотрудничества, эксперты из различных сфер, открывают новые горизонты познания, выступают за пределы инноваций, творчества, авангарда, умело сочетая и комбинируя различные формы искусства».
Итоги самой необычной биеннале в истории еще только предстоит подвести, но автор проекта художник Александр Пономарев уверен, что организаторам удалось перевыполнить запланированную ранее программу. «Если говорить о цифрах, то мы выполнили программу на 150 процентов. Мы работали вместе с Антарктидой, с Океаном, с китами и пингвинами, рыбами и птицами. На борту судна собралась интернациональная команда удивительных людей, в каждом из них живет непобедимый дух авантюризма и романтики. Несмотря на непрекращающуюся качку, в лектории ежедневно, с неизменным аншлагом, проходили живые дискуссии, обсуждались глобальные вопросы и проблемы современного мира» – добавил Пономарев.
За время творческого плавания участники преодолели около 2000 морских миль (4000 км), совершив более 12 высадок на берега Антарктического полуострова и прилегающие острова самого южного континента Земли. В общей сложности на территории материка удалось реализовать более 20 художественных проектов (перфомансы, инсталляции, выставки, хэппенинги и саунд-арт эксперименты) и провести более 15 исследовательских сессий и философских дискуссий.
В рамках специальной программы Биеннале, при участии компании ПроЛаб, на континенте проведено 5 фотовыставок. На борту судна действовала самая южная Fine Art фотолаборатория, позволившая создавать фотоработы в режиме реального времени. Каждый снимок содержит географические сведения с указанием широты и долготы, в которых они были рождены.
На время путешествия борт флагмана Российского научного флота превратился в пространство чистого искусства, безграничной творческой свободы.
Пономарев отметил, что успех этой экспедиции был бы невозможен без участия в ней отважных соратников и партнеров проекта. Одним из таких смелых героев стал опытный путешественник, вошедший в состав Совета попечителей Биеннале, визионер, основатель и генеральный директор «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский. Международная компания выступила в качестве Генерального партнёра Antarctic Biennale.
Евгений Касперский рассказал, что его захватило великолепное безумие этого проекта: «Меня привлекают необычные, безумные проекты, результаты, которых невозможно угадать или спрогнозировать. В основе лежит процесс, путешествие – такие проекты меняют сознание, позволяют понять как можно изменить этот мир к лучшему. Это было замечательное путешествие с удивительными людьми, с совершенно особенной атмосферой. Всё происходившее напомнило мне фильм Федерико Феллини «И корабль плывёт». Только в нашем случае – это был фильм со счастливым концом. Я с нетерпением жду начала следующей Антарктической Биеннале».
Во время мобильной выставки, развернувшейся в Буэнос Айресе, зрителям был представлен один из проектов Antarctic Biennale – роботизированный арт-объект «Гляциатор» (Glaciator), созданный аргентинским художником Хоакином Фаргасом при поддержке «Лаборатории Касперского». Художественная концепция «Гляциатора» созвучна с основной миссией «Лаборатории Касперского» – спасти мир и сохранить землю в безопасности. Ступая по поверхности, робот бережно трансформирует снежный покров в фирн (крупнозернистый снег), защищающий ледники от последствий глобального потепления, ведущего к таянию антарктического ледяного покрова, которому десятки миллионов лет.
Технологии «Лаборатории Касперского» обеспечивают надежную защиту безопасности компьютерных систем робота – на этот раз не в виртуальном пространстве, а в реальных условиях Антарктиды.
Среди главных условий реализации объектов Антарктической Биенналле на Белом континенте была не только художественная ценность, но и строгое соблюдение экологических требований к осуществлению любой человеческой деятельности в Антарктике.
Результаты экспедиции, объекты, созданные в области Южного полярного круга, а также фото- и видеодокументации этого путешествия – будут впервые представлены в Павильоне Антарктиды во время 57-й Венецианской биеннале современного искусства в мае текущего года. В экспозицию групповой выставки войдут как работы, выполненные участниками плавания, так и проекты финалистов международного конкурса молодых художников Antarctic Biennale, результаты которого были объявлены во время проведения ярмарки современного искусства Art Basel Miami Beach 2016. По итогам путешествия планируется выпуск ряда документальных фильмов, телевизионных художественных программ, издание иллюстрированных книг и фотоальбомов. Художественные произведения, созданные во льдах Антарктиды, будут экспонироваться на ведущих выставочных площадках и в музеях мира.
Слова благодарности прозвучали в адрес партнеров и друзей, которые оказывают неизменную поддержку проекту. Александр Пономарев выразил особую признательность аукционному дому Phillips и его владельцам Леониду Фридлянду и Леониду Струнину; фонду AVC Charity Foundation и его основателю Андрею Чеглакову, Александре Смирновой; компании Крок и лично Борису Бобровникову и Веронике Гименез; американским партнерам Эрику Арнбергу и Джону Рояллу; испанским друзьям Ане Риерола Форкада и Марку Агнолину; участнице специальной программы Antarctic Biennale, автору проекта «Антарктический дневник» Кате Ковалёвой из России; всей команде и членам Совета попечителей Биеннале, и в особенности директору ГМИИ им. А. С. Пушкина Марине Лошак; издателю и владельцу The Art Newspaper Russia Инне Баженовой; главному редактору The Art Newspaper Анне Сомерс Кокс; классику современного искусства Нику Ильину.
«Согласно буддизму, пространство создаётся одним движением, одновременно превращая его в кривизну. Это движение является криволинейным и концентрическим, и напоминает спираль. Мне кажется, что Антарктическая Биеннале стала тем историческим событием, которое немного изменило ось привычного пространства» – сказал Пономарев, завершая выступление.
СПРАВКА:
Художники-участники Первой Antarctic Biennale:
Абдулла Аль-Саади (ОАЭ). Дневники экспедиции «Алфавит Антарктиды»;
Александр Пономарёв (Россия). Подводная инсталляция «Алхимия Антарктического Альбедо (или Полоскание Пепельных Лун)»;
Алексис Анастазиу (Бразилия). Серия масштабных проекционных инсталляций на айсбергах «Там холод»;
Андрей Кузькин (Россия). Серия перфомансов «Явление природы, или 99 пейзажей с деревом»;
Густав Дузинг (Германия). Инсталляция «Материя плотного вещества»;
Джулиан Шарьер (Франция/Швейцария). Перфоманс «Молчание»;
Джулиана Серкейра Лейте (Бразилия). Инсталляция «Вестибуль»;
Ито Баррада (Марокко). Серия экспериментов «Абстрактная геология»;
Лу Шеппард (Канада). Саунд-инсталляция «Антарктический Реквием»;
Пол Росеро Контрерас (Эквадор). Инсталляция «Arriba!»;
Томас Сарацено (Аргентина). Перфоманс, воздушные инсталляции «Aerocene»;
Хоакин Фаргас (Аргентина). Роботизированный арт-объект «Гляциатор»;
Чжан Энли (Китай). Проект «Яйцо»;
Шама Рахман (Бангладеш/Великобритания). Серия саунд-перфомансов «Сказать правду»;
Шо Хасегава (Япония). Проект «Зимний Ландшафт. Антарктида»;
Эулалия Валлдосера (Испания). Аудио-перфоманс «Голос Пенелопы: общаясь с миром животных»;
Юлиус фон Бисмарк (Германия). Перфоманс «Космическая рыба (Raumfisch)»;
Ясуаки Игараши (Япония). Перфоманс, воздушные инсталляции «Связывая Время».
Художники-финалисты Antarctic Biennale Open Call, чьи проекты будут представлены в рамках групповой выставки в мае во время проведения 57-й Венецианской биеннале современного искусства:
Бриджет Стид (Великобритания), Андреас Лутц (Германия), Стефани Ролан (Бельгия), Ким Шеппард (Канада), Банрей (США), Стефан Лакснесс (Исландия), Жасмин Бласко (Франция), Уинстон Хмелински (США), Том Блэйк (Австралия), Матильда Сольбьяти (Италия), Луиза Оатс (Великобритания), Мэйв О’Коннор (Ирландия), Валентина Сибони, (Франция), Сибрэн Ренема (Нидерланды), Ариэль Спадари (Бразилия)
Антарктида
Согласно Договору об Антарктиде (1959) и другим международным соглашениям этот континент можно использовать исключительно для творческой деятельности и научных исследований в интересах всего человечества. Антарктида – последний континент, не принадлежащий ни одному государству, и одно из редких мест, где международные договоренности действительно соблюдаются.